В статье рассказываю какой металл используется для изготовления вентиляции и как его удешевить.
Как работает сейчас
Российская металлургическая промышленность изготавливает рулоны шириной 1250 и 1500 мм.
1250 более ходовой и обычно есть в наличии.
Современное производство вентиляции работает из рулона. Небольшие цеха используют лист.
Предприятия полного цикла такие как имеют продольную и поперечную резку рулона. Все линии производства воздуховодов работают с «отмоткой» 3-4 тонны. Стандартная бухта 6-7 тонн. Если нет своей поперечной резки то ее надо заказывать у металл трейдера. Стоимость такой услуги от 500 руб за тонну, плюс логистика.
Продольная резка гораздо дороже и позволяет изготавливать штрипс (ленту определенной ширины). Из штрипса изготавливается и шина и уголок и воздуховоды круглого сечения. Металл тянется с размотчика в приямок глубиной в несколько метров, через ножи, на смотчик. Упаковывается и ставится в специальную каретку.
Получается в итоге 2 пути экономии: на размере и на толщине.
Экономим на размере
При заказе вентиляционных отводов можно брать исполнение не радиусное а с прямым углом. Шейку отвода можно делать 30мм вместо 50мм.
При заказе переходов допускается их укорачивание (при этом возрастает сопротивление трассы и шум)
Тройники меняют на врезки.
Врезки воротниковые меняют на прямые.
Адаптеры и пленумы (воздухораспределители) на коробки (куски воздуховода) с заглушками и врезками отдельно (по месту)
При заужении диаметров возрастает сопротивление магистрали, возрастает нагрузка на вентилятор и растет аэродинамический шум. Однако можно и нужно везде, где позволяет потолок, менять прямоугольное сечение на круглое. Гидравлический диаметр при пересчете сечений уменьшается т.к. сопротивление круглого сечения меньше из за ламинарности потока воздуха. Круг всегда дешевле и прочнее (спирально-навивной вариант)
Экономим на толщине
Допускается гостом разнотолщинность металла при прокате плюс минус 0,08 мм грубо. (набег на волну). Плюс был давно, а вот минус часто.
Если мы меняем 0,8 на 0,75 это в пределах допуска. Если на 0,6 то нет. Нужно понимать, что 0,75 по факту будет 0,72-0,73. Такая экономия дает 3-5 процентов стоимости в зависимости от сечения.
0,5 мм можно заменить на 0,45 мм не на 0,4!
Сложнее с 1 мм. Его меняют на 0,9. Это не совсем правильно. Когда все стороны больше 1 мп. 0,9 будет давать «хлопки» и придется делать усиление воздуховодов шпильками, что сведет на нет всю экономию.
При переходе на «интегрированный фланец» не получится экономить на толщине фланца и ставить 0,45 шину на воздуховод 0,8 мм. Это приближает стоимость Экономного варианта воздуховода на шине к более дешевой стоимости «интегрированного фланца».
Рекомендуем использовать «интегрированный фланец» с занижением толщины металла до 0,08мм.
Проверить толщину можно тремя путями:
- Взвесить обычным цифровым, бытовым безменом. Вес изделия можно взять для сравнения у двух разных производителей или рассчитать. (1м2 оцинковки весит 7,83 кг при толщине в 1 мм. )
- Померить микрометром. Лучше цифровым. (см фото ниже)
- Запросить сертификат на партию (в нем указывается номера рулонов) и фото бирки с рулона. (эти документы предоставляет любой продавец металла, только своим клиентам).
Чтобы эта экономия не легла в карман производителя пишите сразу при заказе из какого металла точно вы хотите получить изделие и допустимо ли занижение на 0,08.