В статье расскажу про базальтовую огнезащиту. Откуда получается и какую нужно брать.
Виды огнезащиты
Огнезащитных покрытий принципиально 3 типа:
1. Стекловата (до 400 градусов).
Применяется в основном в строительстве. Есть редкое исключение стекломаты (белого цвета) изготавливаются методом раздува из бутылочного и оконного боя. Применяются такие маты ограниченно и только на 30 мин огнестойкости.
2. Базальтовое волокно.
Самый распространённый вариант для огнезащиты воздуховодов.
Варианты нанесения
Есть несколько типов нанесения базальтового волокна. Прежде всего это клеевая и бесклеевая системы. Также существуют плиты, панели и мастики, но в вентиляции их не применяют. Есть ограниченное применение жидких асбестовых огнезащитных систем. После запрета на асбест применяют редко.
Клеевая система
Наиболее удобная. Базальтовое волокно раздувается в вату (процесс типа производства сладкой сахарной ваты на палочке). Далее оно прессуется до определенной плотности и прошивается нитью (матрас). С одной стороны приклеивают металлизированную пленку или фольгу.
Плотность материала должна быть прописана в сертификате и поставляемый материал должен весить одинаково.
Плотность это сколько кг камня (базальта) раздули в 1 м3 ваты. При низкой плотности сертификат не получить. Не добросовестные производители сертифицируют одно а поставляют другой плотности. Проверяется это простым взвешиванием рулона. Должен быть эталонный 1 рулон правильной огнезащиты. если его вес 12 кг, то разбег в 1-2 кг допускается, если разница больше, то это подделка (при одинаковом размере рулона и толщине материала).
Надо понимать, что любой производитель может «под заказ» делать любой материал, с любым наименованием и любой плотностью.
Сертификат даст только на «честный», что бы не терять лицо. Сколько этого «честного» материала будет при поставке решать покупателю.
Клеевая система сертифицируется и сжигается всесте с клеем. Его можно купить отдельно. Так дешевле. В системе на 30 мин огнестойкости нужно мазать по технологии 1 кг клея на 1 м2 воздуховода, при толщине мата в 5 мм.
По факту мажется гораздо меньше. Толщину клеевого слоя просто проверить прибором, которым смотрят толщину краски на автомобилях. При несоответствии могут попросить содрать и намазать снова.
Ведра обычно по 25 кг.
Клеевая система тонкая и ее легко монтировать и вырезать под фасонные части. Не нужно дополнительно крепить вязальной проволокой и заклеивать края.
Минус это температура. Клей можно мазать только в тепле. При требовании 60-150 мин количество клея под мат большое 2-3 кг и его мажут в несколько заходов. Значит куча намазанных воздуховодов должна где-то долго сохнуть, перед нанесением нового слоя.
При хранении на обьекте, под открытым небом и халтурной приклейке внешний вид сильно страдает. Огнезащиту лучше монтировать сразу. При дожде она набирает 25% влаги (не больше) но никогда не получится ее просушить. Оцинковка под мокрой огнезащитой быстро сгниет. Огнестойкость тоже будет снижена.
Бесклеевая система
Бесклеевая система. По сути то же самое, только не прошитая и больше ваты. Клей к ней не нужен. Может быть с сеткой Манье и без. Сетку правильнее покупать отдельно. Можно вместо нее использовать вязальную проволоку.
Плохое качество
Хорошее качество без сетки Манье
Хорошее качество с сеткой Манье
Такой материал можно использовать в минусовые температуры. Крайне не удобна при работе с мелкими диаметрами и пропихивании в отверстия. Сложнее резать выкройки.
Рекомендуем на 30 мин огнестойкости клеевую систему 5 мм с клеем отдельно. Обязательно сертифицированную и рекомендованную крупными застройщиками ПИК, ИНГРАД и тд.