Канальный вентилятор состоит из моторколеса и корпуса с конденсатором. Моторколесо — это двигатель с внешним ротором, который крутится вокруг неподвижного штыря. Корпус может быть сделан из металла или пластика. В статье расскажу как выбрать канальный вентилятор.
Какой материал выбрать?
Пластик работает тише. Он толстый и не звенит. Металл лучше ставить когда рядом есть что то горячее (более 100°C). При нагреве выше 70 градусов большинство двигателей выключается. Встроенный термоконтакт (как в чайнике) не даст включить снова пока не остынет. При этом сильный нагрев в выключенном состоянии может деформировать пластиковый корпус. Он рассчитан до 130°C.
Напряжение в основном 220 В, но от 4-7 тыс м3 приходится переходить на 380 В. Для его работы, на 220 В, не нужен воздуховод, достаточно розетку с 220 и обычный выключатель. На 380 В надо купить термореле и автоматический выключатель с УЗО.
Как подобрать вентилятор?
Для выбора вентилятора начать нужно с его производительности и давления.
1. Производительность.
Ее легко прикинуть умножив обьем помещения в м3 на кратность воздухообмена (сколько раз в час надо заменить воздух) 3 (минимум) или 6 (максимум). Это зависит от помещения и рода занятий. Спим — 3 крата, склад — 3, офис — 4, курим — 5, шаурма — 6.
Формула такая:
ширина помещения в м х высоту м х глубину м х кратность
Если полученная цифра:
- меньше 1500 то вентилятор круглый
- больше 2000 — прямоугольный
- больше 7000 то даже не канальный, а радиальный (двигатель отдельно на площадке, внутренний ротор и улитка).
Прямоугольный вентилятор
В частных домах и там где важно шум, вентилятор покупают с запасом в 2 раза и убирают регулятором производительность в половину. Таким образом снижают скорость потока и аэродинамический шум в магистрали.
2. Давление.
Это нужно когда к вентилятору что то прикручено. Воздуховод дает грубо 1 мп — 1 ПА, отвод — 6 Па, переход или тройник — 4 Па, вытяжной зонт над оборудованием 800 Па. Фильтр воздушный 250Па.
Надо прикинуть общее сопротивление сети и сначала выбрать тип:
- от 50 до 300 па круглый
- от 200 до 600 па прямоугольный
- выше — радиальный
Самый частый вопрос «будет ли работать?». Работать будет любой, но вот как?
Ошибки подбора
Основные ошибки такие:
1. Воздуховод существует и его сечение меньше гидравлического диаметра вентилятора.
Скорость движения возрастет и будет аэродинамический шум (свисток). Лечится установкой правильного регулятора оборотов.
2. Воздуховод существует и его сечение больше гидравлического диаметра вентилятора.
Скорость движения упадет и воздухораспределители (то, откуда дует) будут не додавать (движение воздуха только у самой решетки или диффузора). Лечится установкой дроссель клапана (на каждой ветке) и дополнительной веткой со вторым вентилятором.
3. Вытяжной зонт не работает весь.
Сосет только середина и дым идет мимо. Не хватает давления. Вентилятор подобран не верно по Паскалям. Или отверстие врезки в зонт намного меньше размера зонта. Лечится второй врезкой в зонт. (делают верблюда) или меняют вентилятор.
4. Вентилятор не включается.
Если он работал и перестал то причин только две грязь или температура. Запыленный воздух осаждает на колесе грязь или жир и разбивает подшипник. 3 тыс оборотов все таки и балансировка электронная. Лечение разобрать почистить, если не поздно. В почти всех, круглых канальниках встроен датчик перегрева. Больше 70 градусов не будет работать. Лечится подмесом холодного воздуха перед вентилятором (тройник с дроссель клапаном или просто нарезать щели).
5. Вентилятор не включается с регулятором.
Купили, все собрали по схеме, не работает. Лечить так: включить без регулятора напрямую (должен запустится) разорвать фазу и в разрыв включить регулятор, сам регулятор подключить к сети и по фазе и по нейтрали.
6. Шумит невозможно.
Шум бывает 2 типов аэродинамический и от обмоток двигателя. Когда убираем первый регулятором то возникает второй. Надо понимать что вентилятор сам по себе дает 40-80 децибел. Спать с ним не получится. Если надо тихо то регулятор нужен не семисторного типа, а частотного или ступенчатый.
Как выглядит канальный вентилятор?
Существуют редкие типы канальных вентиляторов например для каминов (очень дорогие) или с диагональными рабочими колесами (для высокого давления в магистрали). Есть бытовые пластиковые канальники накладные (на стенку), у них маленькая, реальная, производительность и почти отсутствует давление
Так выглядит моторколесо обычного канального вентилятора. оно приходит в сборе. Не разбирается, не ремонтируется, не перематывается. Стоит 80 процентов стоимости вентилятора.
Фото ниже, это готовый в сборе канальный вентилятор. Пластиковый корпус и китайское моторколесо. Рекомендуем такой вариант т.к. пластик по сути композитный, термо и хим стойкий. Не колется, толстый и меньше пропускает шум. Время жизни двигателя зависит не от производителя, а как показывает практика, от условий эксплуатации. Крепится внутрь трубы (он чуть меньше и вставляется внутрь). Саморез легко вкручивается в пластик без засверловки.
Пример сборки модульной приточно вытяжной системы, с фреоновым охладителем и электрическим нагревом. Лоджия типового Пиковского дома серии П44-Т